Региональный портал собственников жилья Северо-Казахстанской области

Социальный аудит

Общие сведения  

Это способ измерить степень соответствия фактических результатов деятельности государственного органа (реализации бюджетной программы) тем целям и задачам, которые были поставлены.

Социальный аудит как термин появился еще в 1950-е годы. В последние годы он вызывает оживленный интерес в Индии и соседних странах. В проведении социального аудита начинают участвовать общественные организации в разных странах.

Социальный аудит основан на том принципе, что местное управление должно в максимальной степени проводиться с согласия и понимания всех заинтересованных сторон, таким образом, это процесс взаимодействия общества и власти, а не разовое мероприятие. 

 Что такое социальный аудит?

Социальный аудит – это вид общественного контроля, который представляет собой последовательное выполнение мониторинга с привлечением бенефициаров, общественной экспертизы полученных результатов с дальнейшим обсуждением их на общественных слушаниях. Подробнее

 Цели и задачи социального аудита

Основной целью социального аудита является повышение эффективности государственного управления и реализации местных бюджетных программ. Подробнее

Возникновение социального аудита

Изначально, в 70-е годы социальный аудит возник как ответ бизнес-корпораций на возрастающие требования работников на улучшение условий труда, экологической обстановки и социальной инфраструктуры. Подробнее

 Применение социального аудита в борьбе с коррупцией в Индии

В Индии социальный аудит начал применяться в 1990-х годах, когда организация «Mazdor Kisan Shakti Sangathan» (MKSS) начала использовать инструмент социального аудита против борьбы с коррупцией в общественных работах. Подробнее

 Результаты социального аудита программы борьбы с бедностью в Индии

Вследствие применения социального аудита  эффективность реализации программы борьбы с бедностью возросла с 60% до 97%. Подробнее

Стороны социального аудита и их роли в процессе

Наименование стороны

Роль в процессе социального аудита

Представители местного сообщества – получатели благ от реализации социальной программы

Сбор информации

Обсуждение на общественных слушаниях

Источник информации о воздействии программы

Депутаты маслихата

Поддержка в организации процесса

Участие в обсуждении результатов

Продвижение рекомендаций

Подрядчики по реализации программы

Предоставление информации

Участие в обсуждении

Устранение выявленных недостатков

Местные исполнительные органы

Поддержка в организации процесса

Предоставление информации

Участие в обсуждении

Принятие решений по результатам

Средства массовой информации

Информационная поддержка

НПО

Организация процесса социального аудита

Обучение гражданских аудиторов

Консультационное сопровождение

Обработка полученной информации

Подготовка общественных слушаний

Разработка рекомендаций

Методика проведения социального аудита

Этап 1 — Сбор данных

Прежде всего, предполагается, что организатором всего процесса социального аудита выступит определенная НПО. На данном этапе от организатора потребуется обеспечить сбор данных из следующих источников:

oвторичные: программа, отчетность, публикации в СМИ, электронных ресурсах и т.п.

oпервичные: представители местных исполнительных органов, СПК, органов управления объектами кондоминиумов, собственников помещений/квартир, субъектов сервисной деятельности, специализированной уполномоченной организации.

Для сбора данных из первичных источников от организатора потребуется подготовить команду интервьюеров (или общественных аудиторов).

Такими аудиторами могут выступить, например, представители самих жителей, т.е. бенефициаров (как варианты: старшие по подъезду, по дому, члены правлений и т.п.); также могут быть привлечены представители органов управления объектов кондоминиума, однако, этот вариант представляется менее желательным, т.к. эти лица, как правило, заинтересованы в представлении информации в определенной окраске. Хотя при наличии четких инструкций и инструментария, их влияние на результат нивелируется.

Задача этих подготовленных специалистов, следуя четким инструкциям, провести письменный опрос (анкетирование) бенефициаров программы и представителей иных заинтересованных лиц. Таким образом, организатор должен обеспечить:

  • вводное обучение или инструктаж аудиторов;
  • маршрутный лист (перечень объектов посещения);
  • количество респондентов (выборка);
  • инструментарий (бланки анкет и планы интервью) в необходимом количестве.

Объективность такой работы всецело зависит от организатора и аудиторов. При этом, при наличии ресурсов, организатор может выборочно проверить достоверность заполненных анкет, обратившись к респондентам с соответствующими вопросами.

На данном этапе организатор может обратиться за помощью и содействием к общественному совету, который полномочен осуществлять общественный контроль, обращаться в государственные органы, запрашивать у них необходимую информацию.

Этап 2 — Анализ и интерпретация данных

Организатор собирает полученную от социальных аудиторов информацию и осуществляет ее компьютерную обработку. В результате получается линейный отчет о распределении вариантов ответов.

Этап 3 — Подготовка отчета, содержащего выводы и рекомендации

Далее задача организатора выполнить аналитическую обработку полученных данный, выделив основные выводы и ключевые рекомендации. Вся эта работа выполняется в форме кабинетного исследования. Поскольку весь процесс носит название социальный аудит, то важно сосредоточиться на выявленных несоответствиях, нарушениях, либо слабых местах программы. Проект отчета обсуждается с социальными аудиторами.

Этап 4 — Публичная презентация отчета о социальном аудите

Для придания соответствующего статуса, а также последовательности работы по общественному контролю, рекомендуется также использовать возможности Закона «Об общественных советах» и провести такую презентацию в форме общественных слушаний. На такие слушания, помимо членов общественного совета, приглашать: собственников помещений/квартир — получателей услуг или бенефициаров, органы управления объекта кондоминиума, подрядные организации, специализированную уполномоченную организацию, местные исполнительные органы. Важно, прежде всего, донести результаты аудита. Также — получить обратную связь (мнения и комментарии) от всех участников и сторон, чтобы отчет прошел определенную «сверку».

Этап 5 — Направление отчета, прошедшего публичную презентацию в соответствующие государственные органы и заинтересованных сторонам

После проведения общественных слушаний, когда отчет прошел процедуру публичной презентации и выверки, он может быть передан всем заинтересованным пользователям.

 Рабочий план проведения социального аудита

Деятельность

Срок

Ответственный

1

Информирование местных исполнительных органов о проведении социального аудита

1 неделя

ЧУ «ИРМС»

2

Разработкам методики, анкет, планов интервью

2-3 неделя

ЧУ «ИРМС»

3

Привлечение социальных аудиторов

3-4 неделя

ЧУ «ИРМС»

4

Обучение социальных аудиторов

5 неделя

ЧУ «ИРМС»

5

Заключение договоров с социальными аудиторами

5 неделя

ЧУ «ИРМС»

6

Проведение анкетирования, опроса, наблюдения

6-12 неделя

Социальные аудиторы

7

Обработка информации, подготовка отчета

12-13 неделя

ЧУ «ИРМС»

8

Предварительное обсуждение результатов с участием социальных аудиторов

13 неделя

ЧУ «ИРМС», социальные аудиторы

9

Подготовка и проведение общественных слушаний

14 неделя

ЧУ «ИРМС», социальные аудиторы

10

Доработка отчета по результатам общественных слушаний

14 неделя

ЧУ «ИРМС»

11

Направление отчетов в местные исполнительные органы и заинтересованным сторонам

15 неделя

ЧУ «ИРМС»

 Подготовка отчета по результатам социального аудита

 Отчет должен быть ориентирован на непрофессионального пользователя. Основная функция отчета – предоставление обработанной информации в простом, понятном формате. Основная часть отчета – обоснованные на основании полученной информации выводы и рекомендации относительно вопросов задания. При изложении результатов социального аудита должна соблюдаться логика от фактов через интерпретацию к выводам и рекомендациям. Отчет должен быть оформлен так, чтобы читатель (который знает намного меньше разработчика отчета) мог легко в нем разобраться и быстро находить нужную информацию.

Структура отчета

Содержание – включает наименование всех структурных частей документа с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части.

Введение - включает в себя несколько составных частей, которые не выделяются подзаголовками. Описывается постановка проблемы, цель, причины и методология данного исследования.

Основная часть – в логической последовательности излагается суть проведенного исследования. На основании изученных документов и полученной от социальных аудиторов информации формируются заключения и делаются выводы.

Заключение – содержит выводы и рекомендации, которые формируются на основании результатов проведённого исследования. Выводы должны быть логически взаимосвязаны с основным содержанием разделов исследования. В завершение подводится общий итог социального аудита. Исходя из выводов указывается перечень рекомендаций для предотвращения причин выявленных несоответствий и улучшения деятельности государственных органов в данном направлении.

Возможности применения социального аудита в рамках действующего законодательства

Переходя к практической стороне вопроса о возможной институционализации социального аудита, можно рекомендовать на данном этапе не вносить каких-либо рекомендаций относительно изменений в действующее законодательство. Вместе с тем, рекомендуется использовать потенциал действующего законодательства. В частности, можно обратиться к возможностям недавно принятого Закона Республики Казахстана «Об общественных советах» №383-V ЗРК от 02.11.2015года (далее — Закон), который вводится в действие с 01 января 2016г.

Так, согласно п.1 ст.3 Закона — Целью деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно-значимым вопросам. Одной из задач общественных советов, согласно пп.3 п.2 ст.3 является организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности центральных и местных исполнительных органов, и органов местного самоуправления.

Общественные советы также обладают широким кругом полномочий, в частности:

Ст.5 п.1) — обсуждение проектов бюджетных программ администратора бюджетных программ, проектов стратегических планов или программ развития территорий, проектов государственных и правительственных программ;

Ст.5 п.2) — обсуждение выполнения бюджетных программ администратора бюджетных программ, стратегических планов или программ развития территорий, государственных и правительственных программ;

Ст.5 п.3) — обсуждение отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов;

Ст.5 п.4) — обсуждение отчетов администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности;

Ст.5 п.8) — осуществление общественного контроля в иных формах, предусмотренных настоящим законом.

Из перечисленных норм видно, что среди указанных полномочий, многие представляют интерес для проведения социального аудита.

Говоря же об общественном контроле, следует отметить, что Закон содержит отдельную Главу 4 — Порядок реализации полномочий общественного совета в области общественного контроля.

Конечно, в настоящей редакции Закон не содержит такого понятия, как социальный аудит при этом он содержит перечень форм, в которых осуществляется общественный контроль, в частности: общественный мониторинг, общественные слушания, общественная экспертиза, заслушивание отчета о результатах работы государственного органа (ст.17 п.1).

Мы видим, что, социальный аудит в том виде, в котором он используется, в частности, в Индии, как раз включает в себя и мониторинг, и общественные слушания, и отчетность.

Деятельность по социальному аудиту, скорее всего, будет осуществляться силами НПО. Многие из НПО сейчас входят в состав всевозможных советов и, видимо, будут в составе общественных советов и в 2016 году, после вступления Закона в силу. Таким образом, очень логично использовать эти возможности для наработки практики в сфере социального аудита. Конечно, при непосредственной деятельности будут использоваться только те понятия, которые отражены в Законе, но для «внутреннего пользования» возможно параллельно использовать термин «социальный аудит». В случае получения положительного опыты, можно будет выходить с рекомендацией внести изменения в Закон, посредством введения еще одной формы общественного контроля — социальный аудит.

Информация о нормах общественного контроля в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об общественных советах» № 383-V ЗРК от 2 ноября 2015 года

Настоящий Закон определяет правовой статус, порядок формирования и организацию деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней.

Статья 3. Цель и задачи общественных советов

1. Целью деятельности общественных советов является выражение мнения гражданского общества по общественно значимым вопросам.

2. Задачами общественных советов являются:

1) представление интересов гражданского общества и учет мнения общественности при обсуждении и принятии решений на республиканском и местном уровнях;

2) развитие взаимодействия центральных и местных исполнительных органов и органов местного самоуправления с гражданским обществом;

3) организация общественного контроля и обеспечение прозрачности деятельности центральных и местных исполнительных органов и органов местного самоуправления.

Статья 5. Полномочия общественных советов на республиканском и местном уровнях государственного управления

1. К полномочиям общественных советов на республиканском и местном уровнях государственного управления относятся:

1) обсуждение проектов бюджетных программ администратора бюджетных программ, проектов стратегических планов или программ развития территорий, проектов государственных и правительственных программ;

2) обсуждение выполнения бюджетных программ администратора бюджетных программ, стратегических планов или программ развития территорий, государственных и правительственных программ;

3) обсуждение отчетов исполнительных органов о достижении целевых индикаторов;

4) обсуждение отчетов администратора бюджетных программ о реализации бюджетных программ, об исполнении планов поступлений и расходов денег от реализации товаров (работ, услуг), о поступлении и расходовании денег от благотворительности;

5) участие в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан;

6) рассмотрение обращений физических и юридических лиц по вопросам совершенствования государственного управления и организации прозрачной работы государственного аппарата, включая соблюдение норм служебной этики;

7) разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;

8) осуществление общественного контроля в иных формах, предусмотренных настоящим Законом;

9) обсуждение проекта положения об Общественном совете на первом его заседании и внесение в государственный орган для утверждения;

10) создание комиссий по направлениям деятельности.

2. По итогам исполнения полномочий, предусмотренных подпунктами 2), 3), 4), 6), 7) и 8) пункта 1 настоящей статьи, Общественный совет вносит рекомендации в соответствующий государственный орган, который в течение месяца, а по подпункту 1) — в течение десяти рабочих дней дает мотивированный ответ, подписываемый первым руководителем соответствующего государственного органа либо лицом, его замещающим.

 Глава 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Статья 16. Цели и задачи Общественного совета в области общественного контроля

1. Общественный контроль осуществляется Общественным советом в целях расширения возможности граждан участвовать в процессе принятия решений государственными органами.

2. Задачи общественного контроля:

1) повышение эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

3) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов;

4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

Статья 17. Понятие, объект и субъект общественного контроля

1. Под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в формах общественного мониторинга, общественного слушания, общественной экспертизы и заслушивания отчета о результатах работы государственного органа, направленная на защиту общественных интересов.

2. Объектом общественного контроля является деятельность государственных органов республиканского и местного уровней и их должностных лиц.

3. Субъектом общественного контроля являются общественные советы, а также некоммерческие организации, граждане по поручению общественных советов.

Статья 18. Формы общественного контроля

1. Общественным мониторингом является процедура общественного контроля, представляющая собой наблюдение со стороны субъектов общественного контроля за деятельностью государственных органов.

2. Под общественным слушанием понимается процедура общественного контроля, осуществляемая посредством проведения собрания для публичного обсуждения вопросов, предусмотренных подпунктами 1), 5) и 6) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, а также общественно значимых решений государственных органов по вопросу их соответствия общественным интересам.

3. Общественная экспертиза — это процедура общественного контроля, основанная на использовании субъектами общественного контроля специальных знаний и (или) опыта для исследования, анализа и оценки на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключению факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

4. Заслушивание отчета о результатах работы государственного органа является процедурой общественного контроля и представляет собой публичное обсуждение на заседании Общественного совета результатов деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам, предусмотренным подпунктами 2) и 3) пункта 1 статьи 5 настоящего Закона.

Статья 19. Механизмы осуществления общественного контроля

Общественный контроль осуществляется посредством:

1) доступа к информации о деятельности объекта общественного контроля в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан в сфере доступа к информации;

2) участия членов Общественного совета и субъектов общественного контроля в заседаниях коллегиальных органов государственного органа;

3) включения в состав государственных комиссий членов общественных советов;

4) подачи индивидуальных или коллективных обращений граждан;

5) подачи запросов;

6) иных способов, определяемых Общественным советом, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

Статья 20. Порядок организации и проведения общественного мониторинга

1. Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Общественный мониторинг осуществляется в целях выявления негативных последствий для граждан и ущемлений общественных интересов в результате оказания государственными органами государственных услуг, реализации государственных, правительственных программ, стратегических планов и бюджетных программ, программ развития территорий, а также применения норм законодательства Республики Казахстан.

3. Общественный мониторинг осуществляется членами Общественного совета, а также представителями некоммерческих организаций и гражданами по поручению Общественного совета.

4. При проведении общественного мониторинга члены Общественного совета вправе запрашивать у государственных органов и их должностных лиц необходимую информацию, относящуюся к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации.

5. По результатам общественного мониторинга лица, его осуществлявшие, составляют заключение. Заключение общественного мониторинга включает:

1) информацию о выявленных негативных последствиях для граждан и об ущемлении общественных интересов в результате оказания государственных услуг;

2) рекомендации по устранению причин и условий, выявленных в ходе общественного мониторинга нарушений законодательства Республики Казахстан;

3) предложения по повышению эффективности контролируемых объектов;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

6. На основании заключения общественного мониторинга Общественным советом принимаются и направляются в соответствующие государственные органы рекомендации.

Статья 21. Порядок организации и проведения общественного слушания

1. Порядок организации и проведения общественного слушания определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Общественное слушание проводится Общественным советом в сроки, согласованные с республиканским или местным органом государственного управления, определенным пунктами 5 и 6 статьи 1 настоящего Закона.

2. Порядок организации и проведения общественного слушания должен предусматривать:

1) заблаговременное оповещение участников общественного слушания о времени и месте его проведения через средства массовой информации и (или) письменные приглашения, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

2) заблаговременное ознакомление с проектами нормативных правовых актов и решений, выносимых на общественное слушание, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

3) другие меры, обеспечивающие участие в общественном слушании;

4) опубликование итогового протокола общественного слушания, включая мотивированное обоснование принятых решений.

3. Типовые требования к порядку организации и проведения общественных слушаний устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

4. Общественное слушание проводится по инициативе членов Общественного совета.

5. В ходе проведения общественного слушания ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место проведения общественного слушания;

2) количество присутствующих;

3) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) председателя и секретаря общественного слушания;

4) повестка дня, содержание выступлений.

6. По результатам общественного слушания принимается итоговый протокол, который подписывается председателем и секретарем общественного слушания.

7. Итоговый протокол считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Общественного совета.

8. Итоговый протокол общественного слушания включает:

1) информацию о соблюдении контролируемыми государственными органами и их должностными лицами законодательства Республики Казахстан;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе общественного слушания положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

9. Рекомендации, принятые на основе итогового протокола, направляются председателем Общественного совета:

1) государственным органам, субъектам общественного контроля;

2) государственным органам, уполномоченным осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, для изучения и принятия мер;

3) средствам массовой информации.

Статья 22. Порядок организации и проведения общественной экспертизы

1. Общественная экспертиза осуществляется по поручению Общественного совета, принятому на его заседании, экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.

Объектами общественной экспертизы являются проекты принимаемых решений государственных органов на предмет соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключения факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

2. Инициаторами общественной экспертизы могут выступать физические лица и (или) общественные объединения, которые направляют соответствующее ходатайство в Общественный совет.

3. Особенности проведения общественной экологической экспертизы, порядок ее регистрации, содержание заключения устанавливаются Экологическим кодексом Республики Казахстан.

4. Законодательными актами Республики Казахстан могут определяться иные субъекты, основания и порядок организации и проведения общественной экспертизы.

Статья 23. Порядок организации и проведения заслушивания отчетов о результатах работы

1. Заслушивание отчета о результатах работы включает в себя доклад первого руководителя государственного органа республиканского уровня и содоклад председателя Общественного совета, а на территориях — доклад акима административно-территориальной единицы и содоклады секретаря маслихата, председателя Общественного совета в соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 настоящего Закона.

2. В ходе заслушивания отчета о результатах работы, ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место заслушивания отчета;

2) количество присутствующих;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) выступавших должностных лиц;

4) повестка дня, содержание отчета и выступлений.

3. По результатам заслушивания отчета принимается резолюция, которая должна содержать:

1) оценку деятельности контролируемых органов и их должностных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе заслушивания отчета положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по совершенствованию деятельности государственных органов.

4. Отчет считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших участников заседания.

Статья 24. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2016 года.

Опыт примения в Петропавловске

Информация о процессе модернизации многоквартирных жилых домов по Программе модернизации ЖКХ в 2011 -2020 годах

В 2011 году реализация «пилотных» проектов с привлечением сервисных компаний по управлению, содержанию и ремонту общего имущества объектов кондоминиума.

В 2011 году разработка и внедрение новых механизмов возвратного финансирования ремонта общего имущества объектов кондоминиума.

В 2012-2015 годах реализация механизмов финансирования ремонтных работ общего имущества объектов кондоминиума путем использования накопительной системы граждан и предоставления жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам).

Внедрение оптимальной модели жилищных отношений, при которой функции управления и содержания общего имущества объекта кондоминиума разделены между органом управления объектом кондоминиума и сервисными компаниями, а также создание механизмов финансирования ремонта общего имущества объектов кондоминиума.

В рамках принятого 22 июля 2011 года Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений» предусмотрено законодательное закрепление функций управления объектом кондоминиума за органами управления объектами кондоминиумов, а функций содержания — за субъектами сервисной деятельности.

Под содержанием объекта кондоминиума следует понимать совокупность организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектами сервисной деятельности на основании договора с органом управления объектом для эксплуатации, проведения ремонта общего имущества объекта кондоминиума.

В целях апробации новой схемы в отдельных городах Казахстана будут реализованы «пилотные» проекты по содержанию многоквартирного жилого фонда с привлечением на договорной основе сервисных компаний.

Ремонт общего имущества объектов кондоминиума включает в себя элементы термомодернизации — вида строительных работ по улучшению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий.

Работы по термомодернизации имеют два вида:

1) минимальный вид работ — это ремонт (утепление) кровли, подъезда и подвала жилого дома;

2) максимальный вид работ — это ремонт (утепление) кровли, подъезда, подвала, фасада, ремонта лифта (при наличии).

Исключением из вышеизложенного является проведение ремонта подвала (включая инженерные сети) при условии, что в проведении ремонта кровли, фасада и подъезда, дом не нуждается.

При комплексе работ по термомодернизации здания устанавливаются автоматизированные системы регулирования теплопотребления и общедомовые приборы учета тепловой энергии, финансирование которых будет производиться за счет средств республиканского бюджета.

В результате проведения текущего ремонта с элементами термомодернизации достигается экономия теплопотребления до 10 процентов, в результате проведения капитального ремонта — до 30 процентов.

В 2011-2012 годах текущий и капитальный ремонт общего имущества объектов кондоминиума будет производиться по двум следующим механизмам.

Механизм 1.

Из республиканского бюджета будут выделены местным исполнительным органам целевые трансферты, которые будут направлены на капитализацию специализированных региональных организаций — социально-предпринимательских корпораций (далее — СПК).

Между органом управления объектом кондоминиума, подрядчиком, СПК и собственниками помещений (квартир) заключаются договоры на проведение ремонта общего имущества объектов кондоминиума.

Выбор субъекта сервисной деятельности осуществляется собственниками помещений (квартир) объекта кондоминиума на общем собрании.

Орган управления объектом кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума сберегательный счет в банке второго уровня.

В течение срока, установленного договором, собственники помещений (квартир) производят ежемесячные взносы на сберегательный счет в банке второго уровня.

СПК оплачивает субъекту сервисной деятельности стоимость ремонтных работ.

Накопленные средства со счета в банке второго уровня перечисляются в СПК в качестве оплаты выполненных работ, которые в дальнейшем СПК использует на ремонт других жилых домов.

Механизм 2.

В 2011 году из республиканского бюджета местным исполнительным органам будут выделены целевые трансферты, которые будут направлены на капитализацию специализированных уполномоченных организаций с участием государства.

В 2012 году из республиканского бюджета МИО областей, городов Астана и Алматы будут выделены кредиты под 0,1 % годовых на 7 лет.

МИО области предоставляет кредит МИО района, города областного значения.

МИО района, города областного значения создает специализированную уполномоченную организацию с участием государства или привлекает аналогичные действующие организации и предоставляет им кредит.

Местный исполнительный орган обеспечивает возмещение затрат специализированной уполномоченной организации по организации работы и по проведению ремонта объектов кондоминиума.

Между органом управления объектом кондоминиума, специализированной уполномоченной организацией, которая является генподрядчиком, и собственниками помещений (квартир) заключается договор на проведение ремонта общего имущества объектов кондоминиума.

По согласованию с общим собранием собственники помещений (квартир) специализированная уполномоченная организация выбирает субподрядчиков для выполнения ремонтных работ.

Специализированная уполномоченная организация производит различные виды ремонта общего имущества с возможностью привлечения субподрядчиков.

Орган управления объектом кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума сберегательный счет в банке второго уровня.

В течение срока, установленного договором, собственники помещений (квартир) производят ежемесячные взносы на сберегательный счет в банке второго уровня.

Накопленные средства со счета в банке второго уровня перечисляются в специализированную уполномоченную организацию в качестве оплаты выполненных работ в рассрочку.

Суммы, возвращенные жителями, специализированная уполномоченная организация использует на ремонт других объектов кондоминиума.

В целях проведения анализа эффективности использования энергии в жилищном фонде и социальной сфере республики в 2011-2013 годы предусматривается централизованное проведение энергетического аудита многоквартирных жилых домов и объектов социальной сферы.

Для этого Агентству по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (далее — АДСиЖКХ) из республиканского бюджета выделяются трансферты. За счет этих средств АДСиЖКХ проводит энергетическое обследование зданий в различном конструктивном исполнении и различных климатических зонах республики.

С 2014 года указанные трансферты будут выделяться местным исполнительным органам областей, городов Астана и Алматы, которые будут проводить энергетический аудит в тех домах, в которых будут производиться ремонтные работы.

После завершения ремонта общего имущества объектов кондоминиума и прохождения отопительного периода местные исполнительные органы проводят повторный энергетический аудит для оценки энергоэффективности данного ремонта.

В целях реализации государственной политики энергосбережения одним из условий проведения ремонта общего имущества с использованием бюджетных средств будут являться улучшение его теплотехнических характеристик, установка общедомового прибора учета тепловой энергии и автоматизированной системы регулирования теплопотребления.

Собственники квартир (помещений) на общем собрании при утверждении видов и объемов ремонтных работ могут использовать как отдельные типовые виды, так и различные их комбинации.

Реализация проектов по ремонту общего имущества объектов кондоминиума должна производиться в соответствии с государственными нормативными документами в области архитектуры, градостроительства и строительства.

С 2013 года ремонт общего имущества объектов кондоминиума будет производиться по следующему механизму.

Из республиканского бюджета будут выделены целевые трансферты местным исполнительным органам областей, городов Астана и Алматы, которые будут направлены на капитализацию специализированной уполномоченной организации с участием государства.

Формирование бюджетной заявки для капитализации специализированной уполномоченной организации производится на основании финансово-экономического обоснования (ФЭО) с приложением заключения экономической экспертизы и актов технического обследования общего имущества объектов кондоминиума.

Местные исполнительные органы областей, городов Астана и Алматы при необходимости используют средства местного бюджета для реализации указанного механизма.

Между органом управления объектом кондоминиума, собственниками помещений (квартир) и специализированной уполномоченной организацией, которая является генподрядчиком, заключается договор на проведение ремонта общего имущества объекта кондоминиума.

Специализированная уполномоченная организация производит ремонт общего имущества с возможностью привлечения субподрядчиков.

Орган управления объектом кондоминиума открывает на каждый объект кондоминиума сберегательный счет в банке второго уровня для накопления средств собственниками помещений (квартир).

Эти средства орган управления объектом кондоминиума использует для оплаты ремонтных работ, выполненных специализированной уполномоченной организацией.

В течение срока, установленного договором, собственники помещений (квартир) производят ежемесячные взносы на сберегательный счет в банке второго уровня.

Для малообеспеченных семей (граждан) размер платежей за выполненные работы за 1 кв. метр полезной площади помещения (квартиры) в месяц не должен превышать 5 % от МРП.

Исходя из данного размера платежей определяется срок исполнения договора собственниками помещений (квартир).

Суммы, возвращенные жителями, специализированная уполномоченная организация использует на ремонт других объектов кондоминиума.

В перспективе роль специализированной уполномоченной организации возьмут на себя также предпринимательские структуры, а их финансирование — специализированные финансовые институты (агентства) и банки второго уровня.

Для реализации данного механизма его участники выполняют следующие действия.

Местные исполнительные органы:

1) формируют перечень домов, подлежащих ремонту в рамках вышеуказанного механизма по заявкам собственников помещений (квартир);

2) организуют проведение технического обследования общего имущества объекта кондоминиума с выдачей жилищными инспекциями соответствующих актов;

3) организуют проведение энергетического аудита жилого дома;

4) обеспечивают согласование ПСД;

5) разрабатывают ФЭО для увеличения уставного капитала специализированной уполномоченной организации;

6) обеспечивают проведение экономической экспертизы ФЭО;

7) направляют бюджетную заявку с ФЭО и заключением экономической экспертизы в АДСиЖКХ;

8) обеспечивают контроль за ходом проведения ремонтных работ и мониторинг возврата средств от собственников помещений (квартир);

9) организуют выплату жилищной помощи малообеспеченным гражданам.

Специализированная уполномоченная организация осуществляет:

1) заключение договоров с органами управления и собственниками помещений (квартир) объектов кондоминиума на выполнение ремонтных работ;

2) выполнение ремонтных работ и прием платежей в соответствии с договором;

3) организацию судебного взыскания задолженности с собственников помещений (квартир) — участников договора.

Орган управления объектом кондоминиума:

1) осуществляет регистрацию объекта кондоминиума;

2) обеспечивает открытие в банках второго уровня текущего и сберегательного счетов на объект кондоминиума;

3) организует технический аудит общего имущества объекта кондоминиума и разработку дефектной ведомости;

4) организует разработку ПСД и проведение ее экспертизы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) обеспечивает подписание договора со специализированной уполномоченной организацией;

6) принимает участие в приемке выполненных работ;

7) осуществляет подачу исковых заявлений о взыскании задолженности с собственников помещений (квартир), отказавшихся от выполнения решения общего собрания и не участвующих в договоре.

Общее собрание собственников помещений (квартир):

1) принимает решение о проведении ремонта общего имущества объекта кондоминиума;

2) осуществляет согласование выбора субподрядной организации;

3) утверждает ПСД на ремонт общего имущества объекта кондоминиума;

4) утверждает сумму расходов на ремонт общего имущества объекта кондоминиума, возлагаемую на каждую квартиру (помещение), которая определяется отношением полезной площади жилых и (или) нежилых площадей, находящейся в индивидуальной (раздельной) собственности, к сумме полезных площадей всех жилых и площадей всех нежилых помещений, находящихся в данном объекте кондоминиума;

5) утверждает размер ежемесячных взносов на сберегательный счет в банке второго уровня;

6) обеспечивает подписание договора со специализированной уполномоченной организацией;

7) осуществляет выбор представителей для участия в приемке выполненных работ.

В приемке выполненных работ принимают участие жилищные инспекции, органы управления объектом кондоминиума и представители собственников помещений (квартир) ремонтируемых объектов.

Малообеспеченным семьям (гражданам) за счет средств местного бюджета будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на содержание жилого дома (жилого здания) в соответствии с Правилами предоставления жилищной помощи, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2009 года № 2314.

В целях вовлечения собственников квартир (помещений) в процесс термомодернизации жилищного фонда необходимо проведение мероприятий по пропаганде энергосбережения среди населения.

Пропаганда энергосбережения среди населения является основой успешной реализации программы и включает в себя следующие основные мероприятия: тиражирование и распространение просветительской и специальной литературы, организацию в регионах семинаров, выставок и конференций, проведение общественных акций и рекламных компаний через средства массовой информации.

В результате должно быть сформировано хозяйское отношение к многоквартирному дому как к собственному жилью и бережливое отношение к энергии.

 

АНКЕТА
определения эффективности Программы модернизации ЖКХ (житель участник Программы)

1. Ваш возраст

  • 18 — 25
  • 25 — 45
  • 45 — 60
  • старше 60-ти

2. Социальное положение

  • студент
  • имею работу
  • самозанятый
  • пенсионер
  • безработный
  • человек с ограниченными возможностями
  • одиноко проживающий
  • другое ________________________

3. Как вы узнали о Программе модернизации ЖКХ?

  • от председателя КСК
  • от соседей
  • от представителей госорганов
  • из газет, телепередач
  • на общем собрании собственников квартир
  • я не знаю о такой программе
  • другое ________________________

4. Как вы оцениваете результаты работ, произведенных в вашем доме в рамках программы модернизации ЖКХ?

  • качественно сделаны все запланированные работы
  • сделано не все, что запланировано, качество оставляет желать лучшего
  • сделано совсем не то, что на самом деле нужно нашему дому

5. Устранены ли замечания к качеству работ (если они были)?

  • устранены
  • не устранены
  • точно не знаю

6. Знаете ли вы, в какую сумму обошелся ремонт вашего дома, произведенный в рамках программы модернизации ЖКХ?

  • точно знаю сумму;
  • приблизительно знаю;
  • не знаю.

7. Производились ли работы по энергосбережению при проведении ремонта?

  • производились
  • не производились
  • точно не знаю

8. Хотели бы вы лично принять участие в приемке работ, произведенных в рамках программы модернизации ЖКХ?

  • я итак принимал в этом участие
  • да, хотел бы
  • я доверяю людям, которые принимали работы
  • нет, не хотел бы

9. Вы участвовали в принятии решения об участии в программе модернизации ЖКХ?

  • да, я ходил на общее собрание
  • да, я участвовал в письменном опросе
  • нет, не принимал ни на какой стадии

10. Как бы вы оценили программу модернизации ЖКХ?

  • программа позволила нам выполнить в доме ремонт, который мы сами не могли сделать
  • программа отчасти помогла нам решить проблемы дома
  • программа неэффективна, только создает дополнительные проблемы для дома и собственников
  • программы непрозрачна, мало достоверной информации

11. Знаете ли Вы название организации, которая проводила ремонт?

  • да, знаю
  • нет, не знаю
  • меня это не интересует

12. Вас устраивают условия оплаты в рамках Программы?

  • да, вполне
  • частично
  • не устраивают

13. Как Вы оцениваете роль вашего КСК в процессе проведения ремонта?

  • КСК справился с ролью заказчика ремонта
  • КСК не справился с ролью заказчика ремонта
  • Затрудняюсь ответить

14. Снизились ли потери тепла и электроэнергии после проведения ремонта?

  • да, снизились и это заметно по уменьшению оплаты
  • потери снизились незначительно
  • ремонт не привёл к снижению потерь тепла и электроэнергии

15. Можете ли Вы сказать, что Ваш дом полностью восстановлен после ремонта?

  • да, в доме все, что требовало ремонта теперь в исправности
  • основные проблемы решены, но некоторые части дома остались без ремонта
  • есть небольшие улучшения, но основные проблемы остались
  • после ремонта стало хуже

 

АНКЕТА
определения эффективности Программы модернизации ЖКХ (председатель КСК участник Программы)

1. Название КСК (по желанию) ________________________

2. Как вы узнали о Программе модернизации ЖКХ?

  • от соседей
  • от представителей госорганов
  • из газет, телепередач
  • на общем собрании собственников квартир
  • я не знаю о такой программе
  • другое ________________________

3. Как вы оцениваете результаты работ, произведенных в вашем доме в рамках Программы модернизации ЖКХ?

  • качественно сделаны все запланированные работы
  • сделано не все, что запланировано, качество оставляет желать лучшего
  • сделано совсем не то, что на самом деле нужно нашему дому

4. Принимали ли Вы участие в разработке сметы ремонта дома?

  • да, я вносил предложения в процессе разработки
  • нет, я в этом не разбираюсь

5. Возникали в процессе ремонта конфликты с подрядчиком?

  • нет, все вопросы решались путем переговоров
  • конфликты были, но все они решены при помощи государственных органов
  • конфликты были и остались не решенными

6. Устранены ли замечания к качеству работ (если они были)?

  • устранены
  • устранены частично
  • не устранены
  • точно не знаю

7. Проводился ли независимый технический надзор в процессе ремонта?

  • да, на всех этапах ремонта
  • проводился формально
  • совсем не проводился
  • точно не знаю

8. Знаете ли вы, в какую сумму обошелся ремонт вашего дома, произведенный в рамках Программы модернизации ЖКХ?

  • точно знаю сумму
  • приблизительно знаю
  • не знаю

9. Производились ли работы по энергосбережению при проведении ремонта?

  • Производились
  • Не производились
  • Точно не знаю

10. Принимали ли жители участие в приемке работ, произведенных в рамках программы модернизации ЖКХ?

  • принимали с интересом
  • с большим трудом удалось уговорить нескольких
  • не принимали

11. Как бы вы оценили программу модернизации ЖКХ?

  • программа позволила нам выполнить в доме ремонт, который мы сами не могли сделать
  • программа отчасти помогла нам решить проблемы дома
  • программа неэффективна, только создает дополнительные проблемы для дома и собственников
  • программы непрозрачна, мало достоверной информации

12. Как вы оцениваете качество и количество информации о программе?

  • достаточно информации, которая помогает ответить на все имеющиеся вопросы
  • есть только часть информации
  • информации практически нигде никакой нет

13. Что вы можете сказать о выборе подрядной организации:

  • подрядчика нашли сами собственники
  • подрядчика рекомендовал собственникам председатель КСК
  • подрядчика рекомендовали нам государственные органы
  • подрядчик нашел нас сам и предложил свои услуги

14. Вас устраивают условия оплаты в рамках Программы?

  • да, вполне
  • частично
  • не устраивают
  • если не устраивают внесите предложение ________________________

15. Как Вы оцениваете роль собственников квартир в процессе проведения ремонта?

  • собственники понимали необходимость ремонта и всячески ему способствовали
  • собственники вели себя пассивно
  • собственники мешали проведению ремонта

16. Приблизительно какое количество собственников систематически не оплачивают за проведенный ремонт

  • нет таких которые не платят совсем
  • не платят около 5%
  • не платят около 20%
  • не платят более 30%
  • не платят более 50%

17. Снизились ли потери тепла и электроэнергии после проведения ремонта?

  • да, снизились и это заметно по уменьшению оплаты
  • потери снизились незначительно
  • ремонт не привёл к снижению потерь тепла и электроэнергии

18. Можете ли Вы сказать, что Ваш дом полностью восстановлен после ремонта?

  • да, в доме все, что требовало ремонта теперь в исправности
  • основные проблемы решены, но некоторые части дома остались без ремонта
  • есть небольшие улучшения, но основные проблемы остались
  • после ремонта стало хуже