Региональный портал собственников жилья Северо-Казахстанской области

Общественный контроль в законодательстве Казахстана

Для практически реализации социального аудита, рекомендуется использовать потенциал действующего законодательства. В частности, можно обратиться к возможностям недавно принятого Закона Республики Казахстана «Об общественных советах» №383-V ЗРК от 02.11.2015года (далее – Закон), который вводится в действие с 01 января 2016 г.

Из перечисленных норм видно, что среди указанных полномочий, многие представляют интерес для проведения социального аудита.

Говоря же об общественном контроле, следует отметить, что Закон содержит отдельную Главу 4 – Порядок реализации полномочий общественного совета в области общественного контроля.

Конечно, в настоящей редакции Закон не содержит такого понятия, как социальный аудит при этом он содержит перечень форм, в которых осуществляется общественный контроль, в частности: общественный мониторинг, общественные слушания, общественная экспертиза, заслушивание отчета о результатах работы государственного органа (ст.17 п.1).

Мы видим, что, социальный аудит в том виде, в котором он используется, в частности, в Индии, как раз включает в себя и мониторинг, и общественные слушания, и отчетность.  

 Глава 4. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 Статья 16. Цели и задачи Общественного совета в области общественного контроля

Цель общественного контроля - целях расширение возможности граждан участвовать в процессе принятия решений государственными органами.

Задачи общественного контроля:

1) повышение эффективности, открытости и прозрачности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту общественных интересов;

3) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и его органов, органов местного самоуправления, обеспечение обратной связи между обществом и государством, предупреждение и разрешение социальных конфликтов;

4) вовлечение населения в процесс противодействия коррупции.

 Формы общественного контроля

1. Общественным мониторингом - наблюдение за деятельностью государственных органов.

2. Общественные слушания - процедура проведения собрания для публичного обсуждения проектов программ, проектов НПА затрагивающих права и обязанности граждан, совершенствования государственного управления, организацию прозрачной работы государственного аппарата, а также общественно значимых решений государственных органов по вопросу их соответствия общественным интересам.

3. Общественная экспертиза - это исследование, анализ и оценка на предмет соблюдения общественных интересов.

4. Заслушивание отчета - публичное обсуждение на заседании Общественного совета результатов деятельности государственных органов, по выполнению бюджетных программ и достижению целевых индикаторов.

 Порядок организации и проведения общественного мониторинга

1. Порядок организации и проведения общественного мониторинга определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

2. Общественный мониторинг осуществляется в целях выявления негативных последствий для граждан и ущемлений общественных интересов в результате оказания государственными органами государственных услуг, реализации государственных, правительственных программ, стратегических планов и бюджетных программ, программ развития территорий, а также применения норм законодательства Республики Казахстан.

3. Общественный мониторинг осуществляется членами Общественного совета, а также представителями некоммерческих организаций и гражданами по поручению Общественного совета.

4. При проведении общественного мониторинга члены Общественного совета вправе запрашивать у государственных органов и их должностных лиц необходимую информацию, относящуюся к предмету мониторинга, в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан в области доступа к информации.

5. По результатам общественного мониторинга лица, его осуществлявшие, составляют заключение. Заключение общественного мониторинга включает:

1) информацию о выявленных негативных последствиях для граждан и об ущемлении общественных интересов в результате оказания государственных услуг;

2) рекомендации по устранению причин и условий, выявленных в ходе общественного мониторинга нарушений законодательства Республики Казахстан;

3) предложения по повышению эффективности контролируемых объектов;

4) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

6. На основании заключения общественного мониторинга Общественным советом принимаются и направляются в соответствующие государственные органы рекомендации.

 Порядок организации и проведения общественного слушания

1. Порядок организации и проведения общественного слушания определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Общественное слушание проводится Общественным советом в сроки, согласованные с республиканским или местным органом государственного управления, определенным пунктами 5 и 6 статьи 1 настоящего Закона.

2. Порядок организации и проведения общественного слушания должен предусматривать:

1) заблаговременное оповещение участников общественного слушания о времени и месте его проведения через средства массовой информации и (или) письменные приглашения, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

2) заблаговременное ознакомление с проектами нормативных правовых актов и решений, выносимых на общественное слушание, но не позднее чем за десять календарных дней до дня его проведения;

3) другие меры, обеспечивающие участие в общественном слушании;

4) опубликование итогового протокола общественного слушания, включая мотивированное обоснование принятых решений.

3. Типовые требования к порядку организации и проведения общественных слушаний устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

4. Общественное слушание проводится по инициативе членов Общественного совета.

5. В ходе проведения общественного слушания ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место проведения общественного слушания;

2) количество присутствующих;

3) фамилии, имена, отчества (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) председателя и секретаря общественного слушания;

4) повестка дня, содержание выступлений.

6. По результатам общественного слушания принимается итоговый протокол, который подписывается председателем и секретарем общественного слушания.

7. Итоговый протокол считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов Общественного совета.

8. Итоговый протокол общественного слушания включает:

1) информацию о соблюдении контролируемыми государственными органами и их должностными лицами законодательства Республики Казахстан;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе общественного слушания положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты.

9. Рекомендации, принятые на основе итогового протокола, направляются председателем Общественного совета:

1) государственным органам, субъектам общественного контроля;

2) государственным органам, уполномоченным осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, для изучения и принятия мер;

3) средствам массовой информации.

Порядок организации и проведения общественной экспертизы

1. Общественная экспертиза осуществляется по поручению Общественного совета, принятому на его заседании, экспертными комиссиями, создаваемыми общественными объединениями.

Объектами общественной экспертизы являются проекты принимаемых решений государственных органов на предмет соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, сохранения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды, а также исключения факторов, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности физических лиц, населенных пунктов и производственных объектов.

2. Инициаторами общественной экспертизы могут выступать физические лица и (или) общественные объединения, которые направляют соответствующее ходатайство в Общественный совет.

3. Особенности проведения общественной экологической экспертизы, порядок ее регистрации, содержание заключения устанавливаются Экологическим кодексом Республики Казахстан.

4. Законодательными актами Республики Казахстан могут определяться иные субъекты, основания и порядок организации и проведения общественной экспертизы.

 Порядок организации и проведения заслушивания отчетов о результатах работы

1. Заслушивание отчета о результатах работы включает в себя доклад первого руководителя государственного органа республиканского уровня и содоклад председателя Общественного совета, а на территориях - доклад акима административно-территориальной единицы и содоклады секретаря маслихата, председателя Общественного совета в соответствии с положениями пункта 4 статьи 18 настоящего Закона.

2. В ходе заслушивания отчета о результатах работы, ведется протокол, в котором фиксируются:

1) дата и место заслушивания отчета;

2) количество присутствующих;

3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) выступавших должностных лиц;

4) повестка дня, содержание отчета и выступлений.

3. По результатам заслушивания отчета принимается резолюция, которая должна содержать:

1) оценку деятельности контролируемых органов и их должностных лиц по вопросам, входящим в их компетенцию;

2) рекомендации по устранению выявленных в ходе заслушивания отчета положений, ущемляющих или ограничивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

3) предложения по совершенствованию деятельности государственных органов.

4. Отчет считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствовавших участников заседания.